Руди и его компания из Венского кружка черпали вдохновение у теолога XIV столетия Уильяма Оккама, первым выдвинувшего принцип простоты, известный как «Бритва Оккама». В соответствии с этим принципом, «теория не должна быть сложнее, нежели это необходимо». Или, как выражался Оккам, теории не должны «плодить сущности без необходимости».
Представим, что Исаак Ньютон увидел падающее яблоко и воскликнул: «Я все понял! За яблоки ведут ожесточенную борьбу гремлины и тролли! Гремлины тянут их вверх, а тролли — вниз, и тролли сильнее!»
Оккам тут же резко возразил бы на это: «Хорошо, Исаак, твоя теория объясняет все наблюдаемые факты, но сделай теперь самое необходимое — упрости ее!»
И Карнап бы его поддержал.
— Как-то вечером после ужина пятилетний мальчик спрашивает папу:
— А куда пошла мама?
— Мама — на вечеринке посудной фирмы Tupperware, — ответил отец.
Объяснение удовлетворило мальчика лишь на несколько секунд, после чего он переспросил:
— Пап, а что это такое — вечеринка посудной фирмы Tupperware?
Отец решил, что самое простое объяснение будет наиболее подходящим.
— Понимаешь, сынок, — сказал он. — Вечеринка посудной фирмы Tupperware — это когда много женщин собираются вместе и продают друг другу пластмассовые миски.
— Да ну тебя, папа! — расхохотался мальчик. — Так не бывает!
На самом деле вечеринка посудной фирмы Tupperware — это действительно сборище женщин, которые продают друг другу пластмассовые миски. И лишь маркетологи из Tupperware — настоящие метафизики — хотят заставить нас поверить, что это нечто куда более сложное.
Цитата из "Как-то раз Платон зашел в бар Понимание философии через шутки" (Дэн Клейн, Томас Каткарт)
Комментариев нет:
Отправить комментарий