С точки зрения диалектического материализма Бог – это свод высших законов природы по отношению к человеку, которые для простоты называют одним словом – Бог.
Там, где люди не подчиняются этим законам, то есть Богу, там появляется сложный комплекс социальных болезней, которые для простоты, как антитезу Бога, назвали одним словом – дьявол. Дьявол – это некий сложный психобиологический комплекс, разрушающий душу и тело человека. И философское понятие. Дух дьявольский есть отрицание духа божественного. Дух – это вектор мыслящей субстанции.
Учение Христа – Евангелие указывает пути спасения от этих социальных болезней. Потому это учение и называют Благая Весть, а Христа – Спасителем.
Дьявол по природе индивидуалист, персоналист и самовлюбленный эгоист. Но, будучи источником человеческих слабостей и пороков, сам он очень хороший психолог и хитрый делец. Потому, чтобы придать своим затеям солидный вид, он любил прикрываться добродетелями. Правда, дьявол избегает старых и многоопытных греческих добродетелей вроде справедливости, умеренности и мудрости и предпочитает оперировать более молодыми и неопытными христианскими добродетелями, имя которым вера, надежда и любовь. Эти добродетели служат преимущественно для маскировки. А за ними притаились гордыня, зависть и злоба. Тут же путаются такие оппортунисты и соглашатели, как глупость, невежество, тщеславие, голод и нищета.
Дьявол искушает только грешную плоть. Говорят, что к мирянину для соблазна приставлен один черт, к монаху – десять, а к святому – целая сотня чертей.
Поскольку дьявол есть прежде всего дух, то и все уроды современной духовной культуры – символизм в поэзии, модернизм в живописи и экзистенциализм в литературе – уродились нигде, как во Франции.
Окончательно проблема дьявола неразрешима. Но ее можно локализовать. Или направить в более благоприятном направлении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий